Дети от 2 до 3 лет должны уметь:
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.
• Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед
• Брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
• Ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
РЕБЁНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта.
• свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад.
• знать имена членов своей семьи.
• вместе со взрослыми заботиться о живым существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб и т.д.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- иметь активный словарный запас (не менее 1000-2000 слов).
• Повторять за взрослыми слова и небольшие предложения, в том числе содержащие вопрос или восклицание.
• ответить на понятный вопрос взрослого.
• поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника.
• сопровождать речью игровые и бытовые действия.
• слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
• пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- Формировать представления много – мало, много и один, один и два.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- слушать стихи, сказочки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.
• рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.
• рассказывать стихи А. Барто
РИСОВАНИЕ
- Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, чер¬ный цвета.
• Радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено.
ЛЕПКА
• Знать, что из глины можно лепить, что она мягкая.
• Раскатывать комокглины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать комок ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно при жимая их друг к другу.
• аккуратно пользоваться глиной.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
- узнавать знакомые мелодии песен и различать звуки по высоте (высокий -низкий)
• двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с началом музыки
• притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
• различать музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Дети от 3 до 4 лет к концу учебного года дети должны уметь:
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление, выполнять задания: остановиться, присесть, повернуться.
• бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление.
• ползать на четвереньках, лазать по лесенке стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
• энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см.катать мяч в заданном направлении с расстояния 1, 5 м., бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом об пол, бросать его вверх и ловить, метать предметы правой и левой рукой на дальность – на расстояние не менее 5 м.
РЕБЁНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять часть свойств и качеств(цвет, форма, материал).
• знать некоторых домашних и диких животных, без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.
• знать название своего города.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- по своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
• отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- находить в окружающей обстановке много предметов и один единственный предмет.
• сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; определять , каких предметов больше(Меньше); сравнивать два предмета разных по величине( длине, высоте), определять какой предмет больше(меньше), длиннее(короче), выше(ниже).
• понимать слова: верхняя – нижняя, слева – налево, справа – направо.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.
• рассказать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы.
• назвать произведение( в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
• прочесть наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.
РИСОВАНИЕ
- знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, заданные программой; названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка).
• уметь создавать изображения отдельных предметов, простых по композиции и незамысловатых по содержанию сюжетов, подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
ЛЕПКА
- знать свойства пластических материалов( глины, пластилина), понимать какие предметы можно из них вылепить.
• уметь отламывать от большого комка глины небольшие кусочки, раскатывать их круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы, состоящие из одной – трех частей, используя разнообразные приемы лепки.
АППЛИКАЦИЯ
- уметь создавать изображения предметов из готовых фигур, украшать заготовки из бумаги разной формы, подбирать цвета, соответствующие предметам; аккуратно использовать материалы.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
- знать, называть и использовать детали строительного материала.
• уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.
• изменять постройки, надстраивая и ли заменяя одни детали другими.
• различать части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
- слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте.
• замечать изменения в звучании (тихо – громко).
• петь, не отставая и не опережая друг друга.
• выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами ( флажки, листочки, платочки).
• различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Средняя группа (дети от 4 до 5 лет) к концу учебного года дети должны уметь
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
• лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
• принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
• ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
• строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
• скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м.).
• кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево.
• ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
• придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.
• ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м., выполнять поворот переступанием, подниматься на горку.
РЕБЁНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества.
• проявлять интерес к предметам и явлениям, которые ребенок не имеет возможности видеть.
• с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ.
• делиться с педагогами и детьми информацией о своём родном городе.
• рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию.
• участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, не вредить живым существам.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- увеличить свой словарь, в частности за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
• активно употреблять слова , обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый), разнообразные свойства и качества предметов; понимать и употреблять слова – антонимы.
• осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
• осмысливать причинно – следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложно – подчиненные предложения.
• рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
• активно сопровождать речью свою деятельность. (игровые, бытовые и другие действия).
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
- считать в пределах 5 (количественный и порядковый счет) отвечать на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?».
• сравнивать две группы предметов, раскладывая их в возрастающем порядке по длине и высоте.
• определять части суток.
• определять направление движения от себя ( направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- высказать желание послушать определенное литературное произведение.
• с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
• назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение .
• с помощью взрослого драматизировать (инсценировать ) небольшие сказки.
РИСОВАНИЕ
- изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов : карандашей, красок, фломастеров, цветных мелков.
• передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
• украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской игрушки.
ЛЕПКА
- создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
АППЛИКАЦИЯ
- правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
• аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
• подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
• составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
• преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.
• сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
- внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер.
• узнавать песни по мелодии.
• различать звуки по высоте.
• петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
• выполнять движения, отвечающие характеру музыки.
• выполнять танцевальные движения: пружинки, поскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и парами.
• выполнять движение с предметами ( с куклами, ленточками).
• инсценировать ( совместно с воспитателем) песни, хороводы.
• играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Старшая группа (дети от 5 до 6 лет) к концу учебного года дети должны уметь
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
• лазать по гимнастической стенке ( высота 2, 5 м.) с изменением темпа.
• прыгать на мягкое покрытие ( высота 20 см.), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см., прыгать в длину с места ( не менее 80 см.), с разбега (не менее 100 см) ; в высоту с разбега ( не менее40 см.); прыгать через короткую и длинную скакалку.
• метать предметы разными способами правой и левой рукой на расстояние 5 – 9 м. в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния3 – 4 м., сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее10 раз подряд, в ходьбе ( расстояние 6 м.).
• перестраиваться в колонну по трое, четверо, равняться, размыкаться в колонне, шеренге, выполнять повороты направо, налево, кругом.
• скользить самостоятельно по ледяным дорожкам, выполняя задание.
• кататься на самокате.
• знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.
• участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.
• плавать произвольно.
• ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 2 км.,
• выполнять элементы гидроаэробики, придумывать с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.
РЕБЁНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
• определять в предметах цвет, форму, размер, «вес», материал и на их основе описывать предмет.
• классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.
• самостоятельно определять свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость,, температура поверхности
• знать, что любая вещь создана трудом многих людей.
• знать своих родственников, домашний адрес.
• различать некоторые рода войск; знать некоторые правила движения.
• знать название родного города, страны, её главного города.
природное окружение
• анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
• знать два – три вида травянистых растений, четыре – пять видов зимующих птиц.
• иметь представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот; о растениях и способах вегетативного размножения; об обитателях уголка природы, о зимующих птицах; о повадках диких животных; о помощи человека природе.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- объяснять правила игры, аргументировано оценить ответ, высказывание сверстника.
• употреблять сложные предложения разных видов; пересказывая пользоваться прямой и косвенной речью.
• составлять по образцу самостоятельные рассказы из опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
• определять место звука в слове.
• подобрать несколько прилагательных к существительному, заменить слово другим со сходным значением.
• употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
- считать в пределах 5 (количественный и порядковый счет) отвечать на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?».
• сравнивать две группы предметов, раскладывая их в возрастающем порядке по длине и высоте.
• определять части суток.
• определять направление движения от себя ( направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- высказать желание послушать определенное литературное произведение.
• с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
• назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение .
• с помощью взрослого драматизировать (инсценировать ) небольшие сказки.
РИСОВАНИЕ
- изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов : карандашей, красок, фломастеров, цветных мелков.
• передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
• украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской игрушки.
ЛЕПКА
- создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
АППЛИКАЦИЯ
- правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
• аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
• подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
• составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
• преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.
• сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
- внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер.
• узнавать песни по мелодии.
• различать звуки по высоте.
• петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
• выполнять движения, отвечающие характеру музыки.
• выполнять танцевальные движения: пружинки, поскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и парами.
• выполнять движение с предметами ( с куклами, ленточками).
• инсценировать ( совместно с воспитателем) песни, хороводы.
• играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Подготовительная группа (дети от 6 до 7 лет) к концу учебного года дети должны уметь
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);
• прыгать на мягкое покрытие (высота 40 см), прыгать в длину с места (не менее 100 см), с разбега не менее 180 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
• метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предмет в движущуюся цель, перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м;
• перестраиваться в три – четыре колонны, в два – три круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый – второй, соблюдать интервалы во время движения;
• сохранять правильную осанку;
• ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 3 км, подниматься на горку и спускаться с горки, тормозить при спуске;
• плавать произвольно на расстояние 15 м;
• выполнять разнообразные комплексы гидроаэробики;
• активно участвовать в играх с элементами спорта: городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис.
РЕБЁНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Предметное окружение
• различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный), предметы, облегчающие труд человека на производстве, предметы, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице, определять материал из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик) ;
• устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием;
• обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
• знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада; знать герб, флаг и гимн России;
• иметь представление о том, что в Москве работают президент, правительство; о воинах – защитниках Отечества; о дорожных знаках и их назначении;
• знать русский национальный костюм, традиции, обычаи и фольклор;
• иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, традициях, труде; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о героях космоса, о государственных праздниках, о школе, о библиотеке;
Природное окружение
• объяснять экологические зависимости , устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
• ухаживать за растениями и животными в уголке природы;
• иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, о домашних и диких животных, птицах; о красной книге; о природе родного края;
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседника рассказать о факте, событии, явлении;
• быть доброжелательным собеседником , говорить спокойно;
• в общении с взрослыми и сверстниками пользоваться стандартизированными формулами словесной вежливости;
• употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
• различать понятия звук, слог, слово, предложение;
• пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, по плану и образцу составлять рассказы;
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших;
• цифры 0,1,2.3,4,5,6,7,8,9,; знаки +, -, =; монеты;
• название текущего месяца, последовательность дней недели;
• называть числа в прямом и обратном порядке;
• соотносить цифру и число предметов;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий;
• измерять длину предметов с помощью условной меры;
• составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
• делить круг, квадрат на две и четыре равные части;
• ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- определять жанр произведения, аргументировать ответ, доказывая что прослушали сказку(рассказ, стихотворение);
• назвать любимые сказки и рассказы; прочесть одно – два любимых стихотворения; две – три считалки; две – три загадки;
• назвать двух – трех авторов детских книг , двух – трех иллюстраторов детских книг;
• выразительно прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, пьесы.
РИСОВАНИЕ
- знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно – прикладное искусство;
• называть основные выразительные средства;
ЛЕПКА
- лепить различные предметы , передавая их форму, пропорции, позы и движение фигур; создавать сюжетные композиции из двух – трех и более изображений;
• выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа;
• расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
АППЛИКАЦИЯ
- создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания, создавать с их помощью сюжетные и декоративные композиции.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
- видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения;
• сооружать различные конструкции предмета в соответствии с условиями его использования;
• создавать по рисунку и словесной инструкции модели из пластмассового и деревянного конструкторов.
РУЧНОЙ ТРУД
- переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги;
• делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек;
• изготовлять объемные игрушки;
• работать с иголкой.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
- узнавать мелодию Государственного гимна России;
• различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня), звучание музыкальных произведений (фортепиано, скрипка);
• различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев);
• выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках;
• воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
• петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
• инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах;
• исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковых детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии;
• выполнять танцевальные движения.